Жанр: Комедия, Драма, Фэнтази.
Создатели аниме: Мацуо Ко
Год: 2004
Серий: 12, 12, 2.
Сюжет:
«Дева-роза» приглашает к рассмотрению такого занимательного и банального предмета, как любовь. Любовь в различных проявлениях и видах (не поймут меня превратно; Honi soit qui mal y pense, как сказал бы Эдуард III). Но поскольку тема эта до того избита, что стала совершенной недотрогой, авторы решили нам всё объяснять на моделях. На куклах.
Отчего бы и нет? Ещё до того, как прогрессивная мысль добралась до андроидов и инопланетных форм жизни, у людей уже существовали двойники, которым вменялись человеческие черты, свойства и чувства. Кукла похожа на человека лицом и телом, и, если предположить у нее душу, можно допустить, что и душой кукла окажется человекоподобна.
Именно такие куклы населяют сюжетное пространство «Девы-розы». Они обладают собственным умом, темпераментом, привычками, достоинствами/недостатками и даже грехами и добродетелями. При всём том они созданы человеком. Они живут в домах людей, общаются с людьми; люди необходимы куклам – как хозяева или как слуги, трудно сразу сказать. Так, решительная Синку объявляет Дзюна своим слугой – раз уж она берется защищать его и наставлять его на путь истинный (а, видит Бог, Дзюн отчаянно нуждается в самом основательном наставлении). Может ли кукла претендовать на роль госпожи человека (пусть еще только «человеческого детеныша», всё равно – Человека)? Да почему бы и нет, если она сильнее его духом, дальновидней, предприимчивей – и человечней, наконец?..
А ведь для куклы так естественно, так необходимо любить своего хозяина. Они и любят – так, как могут и умеют. Прелестная Хинаитиго, белокурый ангел из диккенсовской рождественской сказки – разве она не любит свою Томоэ? Любит, еще как! Она страдает от одной мысли о разлуке. Едва Томоэ выходит за дверь, жизнь для ее верной маленькой Хины заканчивается. Она хочет, чтобы хозяйка вернулась, чтобы никогда больше не уходила, чтобы всегда-всегда была с ней и только с ней... Вам это ничего не напоминает?
Суисэсэки и Соусэсэки, сестры-близнецы, похожие на пастушку и пастушка из дрезденского фарфорового комплекта, совсем не столь инфантильны. И Соусэсэки даже недоброжелатель не назовет эгоистичной. Наоборот. Она без тени себялюбия жертвует собой для того, чтобы утешить своего хозяина в потере сына. Она отзывается на имя погибшего мальчика. Безвылазно сидит в унылом, темном доме. Соглашается на любые ограничения, которые может придумать ревнивая, скудеющая старческая душа. Она любит, чего бы ей это ни стоило... вот только – отчего-то ее жертвы совсем не обогащают ее хозяина.
Суисэсэки тоже умеет любить. Например, она любит сестру. И она не готова смириться с тем, что та губит себя ради такого сомнительного благодеяния. Любовь Суисэсэки мешает ей согласиться с выбором сестры. Она ЛЮБИТ, следовательно, она лучше знает, что сестре нужно…
Есть еще и прекрасная, как демон, Сугинто. И она тоже любит, и неистовствует от любви, и ее сердце тоже решает за нее. Всё это принято называть любовью. Как писал Эрих Фромм, слово «любовь» «используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением». И детский эгоцентризм, и мазохистская самоотдача, и авторитарное вмешательство в чужую жизнь – всё это мы, по временам, называем любовью (или, по крайней мере, не мешаем другим так называть, ошеломленные искренностью и напором чувств). Сам Фромм предлагал называть такие отношения «союзом-симбиозом». Звучит так неромантично…
Потому давайте вернемся к слову «любовь» и нашим куклам-моделям. Барышня Синку с ее властным характером и холодными голубыми глазами истинной арийки (не зря же ее сделал мастер Розен!) не жалует слова «любовь». Равно как и депрессивный, мнительный Дзюн. Им обоим не до того. Им надо просто помочь друг другу.
материал взят с wwwanime-zone.ru